Тора и Десять заповедей*

(Институт Духовнократии.   2. Тора и Десять заповедей.    Из трилогии "Пять жизней на Земле. Эволюция душ")

 

 

Жизнь человека есть длинная цепь из намерений и поступков, доставляющих ему пропитание и кров, приносящих удовольствия и страдания.

Линия судьбы человека определяется не случайными событиями, как полагает большинство людей, но она и не детерминирована.

Творец пытается помочь наитствованиями чутким душам, создает препятствия на пути грешников, надеясь, что они оставят дурные пути, и наказывает злодеев, но не принуждает поступить так, а не иначе, ибо потомкам Адама предоставлена Им свобода воли, и, оказываясь в разных ситуациях, они должны самостоятельно делать выбор – сами принимать решение и действовать, неся ответственность за свои поступки.

Судьба человека в значительной степени определяется его поступками, совершенными как в этом воплощении, так и в предыдущих.

Со множеством искушений столкнется душа на земном пути и со множеством проблем, потому людям были даны Творцом правила – заповеди.

Сперва заповеди были даны Адаму, но его потомки проигнорировали их, забыли о Творце и настолько развратились, что «раскаялся Бог, что создал человека на Земле, и сожалел в сердце Своем». Через десять поколений Он решил приостановить Свой эксперимент и уничтожить человечество. Именно тогда Творец узрел на планете Ноя, воспринявшего веру в Него от своих прямых предков, и решил Он возродить человечество от Ноя.

Творец дал Ною заповеди, каковым он должен был обучить своих потомков, и поклялся более не уничтожать человечество. Но потомки Ноя проигнорировали эти заповеди, как и потомки Адама, и уверовали во множество богов, среди которых были солнце, луна и звезды, ветер и облака, звери и птицы и даже насекомые... Они стали изготавливать себе деревянных, каменных и глиняных идолов своих богов, поклонялись им и приносили человеческие жертвы, передавая свою веру следующим поколениям. Творцу такое искажение действительности было отвратительно, и Он разобщил исполнившихся гордыни людей, дав им много разных языков, так что народы, говорившие на одном языке, с трудом могли понять говоривших на других языках; но люди оставались идолопоклонниками, только идолы у них теперь стали разными.

Расчет на Ноя как на учителя и проповедника грядущих поколений не оправдал себя; Творцу был необходим многочисленный народ, верящий в Него, исполняющий Его заповеди и своим образом жизни демонстрирующий всем народам планеты во всех поколениях образец праведности, – народ, готовый посвятить себя Ему и нести всем весть о Нем, народ священников, с которым Он мог заключить Союз на вечные времена. Но не находил Творец на планете ни одного человека, от кого бы можно было произвести Ему народ для Себя, ибо все люди были тогда идолопоклонниками.

Прошло десять поколений после Ноя, и вот Творец узрел молодого человека по имени Аврам, путем рассуждений пришедшего к осознанию существования Творца всего сущего, Бога Единого, и ощущавшего Его Присутствие в своей душе. И Творец открылся Авраму и решил произвести от него Себе народ.

Творец просвещал Аврама и дал ему многие духовные знания, которые затем были записаны в Торе. Творец изменил его имя на Авраам и пообещал произвести от него многочисленный народ, посвященный Ему, Богу.

Сыну Авраама Ицхаку и внуку Яакову-Израилю Творец также дал знание о Себе и нравственных законах, каковым они должны обучать своих потомков, и подтвердил обещание, данное Аврааму.

Сыновья же Яакова-Израиля не обладали уровнем развития души, сопоставимым с уровнем Авраама, выделялся среди них только Иосиф. Чтобы неудачный опыт с потомками Ноя не повторился, Творец решил сформировать Себе народ иначе – проведя потомков Якова-Израиля через испытания и тяготы, в условиях изоляции и порабощения в стране египетской. Творец не скрыл Свой план от Яакова-Израиля, сказав ему: «Я – Всесильный отца твоего, не бойся сойти в Египет, ибо большим народом сделаю Я тебя там. Я сойду с тобой в Египет, и Я также выведу тебя...».

Спустя два столетия Израиль, ставший в Египте большим народом, оказался под тяжким гнетом египетского фараона и громко взывал к Богу праотцев Авраама, Ицхака и Яакова с надеждой, что Всесильный услышит их вопль и освободит, как обещал.

И вот наступил момент освобождения, когда Бог избрал Моисея Своим пророком и, совершив множество чудес, включая «десять казней египетских», вывел сынов Израиля из Египта и впервые за всю историю человечества явил через эти события Свою Славу людям.

Всесильный открыл Себя освобожденным сынам Израиля и огласил с горы Синай Свои заповеди. «И вывел Моисей народ навстречу Всесильному из стана, и встали у подножия горы. А гора Синай дымилась вся оттого, что сошел на нее Бог в огне; и восходил дым от нее, как дым из печи, и сильно содрогалась вся гора. И звук шофара становился все сильнее и сильнее. Моисей говорил, а Всесильный отвечал ему голосом. И сошел Бог на гору Синай, и призвал Моисея на вершину горы... И говорил Всесильный все слова эти, сказав: “Я – Бог, Всесильный твой, Который вывел тебя из страны египетской из дома рабства...”».

Сообщил тогда Бог Свои заповеди сынам Израиля и заключил Он Свой Союз с этим народом на вечные времена, и народ ответил согласием: «Все, что сказал Бог, сделаем».

Так потомки Авраама, Ицхака и Яакова-Израиля стали избранным Богом народом, каковой должен подавать пример праведности всем народам, живущим на планете, чтобы все люди во всех поколениях знали о Боге Едином и следовали Его заповедям, как в поступках, так и в намерениях. «Вы – свидетели Мои, слово Бога, – ты – мой слуга, избранный Мною ради того, чтобы узнали, и поверили Мне, и поняли, что Бог – это Я: не было никого до Меня, и после Меня – не будет!»

Истинного наслаждения наделенный свободой выбора человек достигает, выбирая то, что предписано Творцом, то, что ему подсказывает совесть, его добрый советник; этим человек исправляет себя и приближает к Идеалу.

В эгоистичности или альтруистичности поступка – грех или спасение.

Десять заповедей Творца – это аксиомы Нравственного Закона, лежащего в основе Союза, заключенного Творцом с Его народом.

Исполнение Заповедей дает душам людей Высший Свет, указывающий путь добра и справедливости и утверждающий приоритет духовного начала перед материальным.

Переход к справедливому, высоконравственному управлению по истине и Закону Творца, с учетом уровня духовного развития каждого непременно когда-нибудь приведет к установлению гармонии на Земле, подобной той, что на Небесах.

* * * * *

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ТВОРЦА

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ:
Я – БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА.

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ:
ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ ПЕРЕД ЛИЦОМ МОИМ. НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА И НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ ВВЕРХУ, И ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ. НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ, ИБО Я – БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ РЕВНИТЕЛЬ, НАКАЗЫВАЮЩИЙ ДЕТЕЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ НЕНАВИДЯЩИХ МЕНЯ И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ:
НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ПОПУСТУ, ИБО НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ БОГ ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО ПОПУСТУ.

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ. А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА – БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, И МОРЕ, И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ:
ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ, ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ.

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ:
НЕ УБИВАЙ.

ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ:
НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ.

ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ:
НЕ КРАДИ.

ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ:
НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О БЛИЖНЕМ СВОЕМ ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ.

ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ:
НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО; НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ БЫКА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО И НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.

* * * * *

«Слова эти произнес Бог всему собранию вашему с горы, из огня, облака и мглы, голосом громким, и более не продолжал; и написал Он их на двух каменных скрижалях, и дал их мне», – напомнил потом Моисей народу.

Сии заповеди, объявленные сынам Израиля – народу, избранному Богом, адресованы всем живущим на планете Земля – богатым и неимущим, обладающим властью и влиянием и не имеющим ни того, ни другого, – как нравственный идеал, к каковому следует стремиться каждому.

В Своих заповедях Творец от Себя лично обращается к человеку, в какое бы время он ни прибыл на Землю, ибо для всех поколений Всесильный – Тот же и Закон Его – тот же; и Союз Свой Он заключил с сынами Израиля на вечные времена.

Моисей объяснил народу смысл заповедей и обязательств, каковые они принимают на себя и своих потомков, соглашаясь на предложенный Творцом договор – Союз Бога, именуемый впоследствии также Заветом. Моисей «взял Книгу Союза и прочитал народу. И сказали они: “Все, что говорил Бог, сделаем и будем слушать Его слова!”».

Заповеди, высеченные на ПЕРВОЙ СКРИЖАЛИ, – суть законы, определяющие обязанности человека по отношению к Творцу.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ – главная, в ней Творец заявляет о Себе и обязывает человека знать о Его существовании и о Его абсолютном могуществе и всегда, при любых обстоятельствах верить в Него.

Первая заповедь демонстрирует человеку Справедливость и Милосердие Высшей Личности – Бога, обращающегося прямо к человеку, учитывающего возможности человека и его проблемы.

Богу известен мир представлений человека, и Он пытается влиять на его нравственность посредством убеждения и демонстрации Своего Могущества и Святости, а также восхитительной гармонии сотворенного Им мира.

В Первой заповеди Творец говорит, что проявил Себя на Земле через события, связанные с избранным Им народом, на который Он полагается как на Своего представителя в человеческом сообществе и на преданность которого рассчитывает.

Вызволение сформировавшегося в условиях рабства народа, сохранившего знание праотцев о Боге Едином, чудеса, сопутствовавшие исходу из Египта, и последовавшее за этим дарение Десяти заповедей и Торы были моментами наивысшего раскрытия Творца людям за всю историю человечества.
Творец готов помогать хранящим Его в душе своей и спасать их.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, запрещает иметь ложные представления о Боге в молитвах и служении. Она предостерегает человека, чтобы тот не придумывал себе никаких богов, не верил в них и не молился им, чтобы каждый твердо усвоил, что Бог – Он Единственный, Единый и Неделимый, и что нет никаких других богов в сотворенном Им мире.

Во исполнение Второй заповеди Творец запрещает поклоняться и служить изваяниям и изображениям, будь то статуи или иконы, отражающие образы материального мира или воображаемого, в том числе ликам святых людей живых или умерших или ангелам небесным, ибо только Он – Бог человека, Всесильный человека, Которого человек должен бояться и слушаться, Чей Закон выполнять, тем служа Ему; но нет у Него образа телесного, Он – бестелесен.

«...дабы не развратились вы и не сделали себе кумиров, изображений какого-либо кумира в образе мужчины или женщины... – разъяснил Моисей народу, – дабы не соблазнился ты поклоняться... и служить тому, что создал Бог, Всесильный твой».

Творец небезразличен к поступкам и намерениям человека и ревнив, Он требует неукоснительно соблюдать Его Закон и отворачивается от игнорирующих Его, и их постигают беды и несчастья; а ненавидящих Его грешников, передающих дурной пример свой детям и внукам, покарает войнами, враждой или нищетой в нескольких поколениях.

Любящим же Его и соблюдающим заповеди Его Бог творит милость бесконечно, во всех поколениях.

Фактически, Вторая заповедь запрещает верить в ложные представления и измышления о Творце, на кои падки души незрелые, легко склоняющиеся к многобожию и идолопоклонству.

Всякого, нарушающего Вторую заповедь, следует считать язычником, идолопоклонником.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, запрещает использовать имя Его в попытках выдать ложь и неправду за истину и правду; не простит Он ложно клянущегося именем Его.

Поскольку человек может заблуждаться, Творец предостерегает от упоминания Его Имени всуе и запрещает клясться Им или ссылаться на Его авторитет без особой необходимости, возникающей в исключительных случаях.

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, требует отделить один день недели от остальных; в этот день запрещается работать и заставлять трудиться кого бы то ни было, даже скот, а еду следует приготовлять заранее.

Это праздник, посвященный Сотворившему мироздание и человека и Снабдившему людей всем необходимым для жизни благословенной.

В этот день человек посвящает свои мысли Богу Единому, радуется Его любви к преданным Ему, изучает Его Тору и в молитвах воспевает Его величие и Милосердие, осознавая при этом свою незрелость, греховность своих желаний, намерений и поступков, а также огромную дистанцию, отделяющую качества его души от качеств Святого Идеала.

Соблюдая Четвертую заповедь, легкомысленный и забывчивый человек каждую неделю вынужден признавать, что у мира есть Творец, и воодушевляется этим знанием, а душа его переполняется даруемой Им радостью и энтузиазмом.

«...Субботы Мои дал Я им, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали они, что Я – Бог, освящающий их», – разъясняет Творец в Торе. «Суббота – вечный знак Союза между Мною и сынами Израиля». Игнорирющий эту заповедь пренебрегает всеми Его повелениями: «И будете вы хранить Субботу, ибо она для вас святыня... душа каждого, кто в Субботу работает, будет отторгнута от народа его».

Игнорирующие Четвертую заповедь не испытывают радости от жизни, даруемой тем, кто признает Творца и соблюдает Его заповеди.

Требуя выделить один день в неделю свободным от любой работы, Четвертая заповедь подразумевает, что в остальные дни недели человек должен интенсивно трудиться, чтобы успеть выполнить всю положенную работу за шесть дней.

Субботний день стирает перед Богом различия между господами и работниками, между образованными и малограмотными, оставляя лишь одно различие – в признании или непризнании Творца и Его заповедей.

Язычники, отрицающие Творца Единого, не в состоянии понять, как отказ от работы может быть служением Богу.

Если бы избранный Богом народ не соблюдал Четвертую заповедь из поколения в поколение, он бы растворился среди других народов, и все Десять заповедей исчезли бы из мира людей.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, повелевает детям уважительно относиться к родителям сызмала и до последних их дней.

Прислушиваясь к родителям, дети узнают о Боге Едином и постигают Божественную мудрость Нравственного Закона; именно таким образом происходит воспитание ребенка и прививитие ему моральных норм и обязанностей.

Следуя этой заповеди, дети исполняют свой долг, предоставляя родителям возможность реализовать их обязанности – пестовать в благочестии и нравственности следующее поколение, одновременно совершенствуясь и внося важный вклад в развитие человеческого общества.

Тот, кто игнорирует Пятую заповедь и пренебрегает наставлениями родителей, разумеется, если они не аморальны, тот, кто оставляет родителей в старости без внимания и заботы, берет грех на душу и укорачивает свою жизнь на Земле.

Не долга жизнь народов, неуважительно относящихся к старшему поколению и к своему прошлому, вырождаются такие народы.

Пятая заповедь высечена на первой скрижали, что свидетельствует о большой ее важности.

Заповеди, высеченные на ВТОРОЙ СКРИЖАЛИ, – суть законы, определяющие обязанности человека по отношению к другим людям.

В отличие от первых пяти заповедей, содержащих пояснения и предупреждения, в этих заповедях вовсе нет ничего непонятного, потому они предельно кратки.

Личный опыт подсказывает человеку, что именно ему неприятно, что наносит ему ущерб – именно это Творец требует не делать по отношению к другим людям.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, запрещает преднамеренное лишение жизни человека, независимо от его возраста и пола.

Творец посылает души людей на Землю, и только Он имеет право забирать их обратно по Своему усмотрению.

Отказ в помощи, приводящий к гибели человека, а также сознательно произнесенные слова, ставшие причиной скоропостижной смерти, могут быть расценены Творцом как преднамеренное убийство.

Скрывающемуся от наказания за преднамеренное убийство и не раскаявшемуся не избежать Небесного суда и справедливого наказания, однако еще при жизни он рискует подвергнуться преждевременной насильственной смерти, инициированной Небесами.

Племена, народы и государства, допускающие ритуальные убийства людей и расправы над верующими в Творца, – бросают Ему вызов и исчезнут с лица планеты.

Те, кто лишает жизни сынов Израиля за то, что они принадлежат к избранному Творцом народу, совершают особо тяжкое преступление.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, провозглашает святость супружества, она запрещает мужчине и женщине, связанным брачным союзом, изменять друг другу.

Заповедь эта также запрещает соблазнять чужую жену и совершать насилие над замужней женщиной.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, запрещает красть. В первую очередь это относится к краже людей – деянию весьма распространенному в языческом мире.

Если Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь человека, а Десятая - отнимать у него и присваивать то, что ему принадлежит, эта заповедь запрещает посягать на свободу человека, дарованную ему Сотворившим его по Своему подобию.

Не имеет права один человек отнять свободу у другого, силой удерживая его и заставляя работать на себя, ради осуществления своих планов.

Только суд может ограничить свободу человека, совершившего преступление или собирающегося совершить.

Этой заповедью Творец объявляет святость свободы от рабства, дарованной Им каждому человеку.

Творец запрещает отнимать у человека годы жизни не только убийством, но и кражей их у него, лишая его возможности реализовать цель своего земного пути. «И тот, кто похитит человека и продаст его – а похищенный находился в руках его – будет предан смерти», – предупреждает Творец.

Фактически Восьмая заповедь возлагает ответственность за превращение человека в раба и насилие над людьми.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ, озвученная Творцом, запрещает произносить ложное свидетельство о человеке.

В отличие от предыдущих трех заповедей, начертанных на второй скрижали, она относится не к действиям, но к произнесению слов.

Девятой заповедью Творец возлагает на человека ответственность за использование им дара, отличающего его от других живых существ, дара речи, во зло. Если умышленное ложное свидетельство привело к смерти человека, то Творец расценивает это как преступление, эквивалентное совершению умышленного убийства.

Если умышленное ложное свидетельство привело к лишению человека свободы, то это преступление эквивалентно краже человека и насильственному лишению его свободы.

Девятая заповедь распространяется также на разглашение конфиденциальной информации без разрешения того, к кому она относится – «не ходи сплетником в народе своем», а также на распространение слухов, порочащих человека, ибо ведомо Творцу, с какой целью люди это делают, и не простится им.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ, произнесенная Творцом, последняя, запрещает не только определенные действия и слова, но и помышления.

Эта заповедь запрещает замышлять злое против другого человека, с целью завладеть тем, что принадлежит ему.

Только тот, кто способен анализировать и подавлять свои дурные желания, может избежать совершения дурных поступков.

Только тот, кто понимает истинный смысл заповедей, данных ему Творцом, заботящимся о нем, способен ненавидеть свои дурные эгоистические желания и продвигаться в своем духовном развитии.

Десятая заповедь устанавливает фундаментальный запрет, позволяющий полностью искоренить зло в человеческом обществе, если оно примет требования Творца к обязательному исполнению.

* * * * *

В Десяти заповедях Творец взывает к разуму, объявляя о Своем понимании добра и справедливости; Заповеди должны стать обязанностью человека перед Богом и другими людьми.

Исполнение Заповедей возвышает достоинство душ, воплощающихся в человеческом обличии на планете Земля, это путь, приближающий человека к Сотворившему его по Своему образу и подобию.

Облик человека и качества его души определяются отношением к Заповедям в поступках, намерениях и желаниях.

Исполнение Заповедей и альтруистические поступки делают прямоходящего человекообразного человеком, а строгое соблюдение – праведником.

Устанавливающие понятие о праведности и правосудии Заповеди не устаревают и распространяются на все поколения людей.

Кто пренебрегает Заповедями, тот игнорирует Творца и избирает путь зла и страданий, лишает смысла свою жизнь и калечит судьбу.

Телу суждено погибнуть, но загубление души есть предел несчастий.

Не так мертв человек, тело которого покинуто душой, как мертв закоренелый грешник, чья душа покинута Творцом и черна, как мрак.

Исполнение Заповедей ради Творца, давшего их, не тяжело, и таким их исполнением человек приобретает Мудрейшего Проводника.

Заповедь, исполненная бездумно или случайно, не есть заслуга, а без намерения ради Творца ее слова мертвы, как тело без души.

Прочитавший однажды Заповеди, но не повторяющий и не применяющий их, подобен человеку, «который сеет, но не жнет».

Тот, кто полагает, что он достаточно праведен и нет ему надобности вновь и вновь обращаться к Заповедям, пусть убедится, что он не только не делает другому того, что неприятно ему самому, но взращивает добро и вершит милосердие, и пусть помнит, «что над ним всевидящее око, всеслышащее ухо, и что все дела его записываются в книгу».

Поступить по совести – значит прежде всего соблюсти Заповеди.

Тот, кто превозмог себя перед искушением совершить греховный поступок, достоин награды Творца.

Того, кто преступает Заповеди без свидетелей, совершенный им грех будет преследовать и свидетельствовать против него перед Самим Творцом, читающим истину в сердце лукавом.

Осознание совершенного преступления и искреннее раскаяние – вот путь к устранению последствий греха.

Тот, кто устранил последствия своих грехов, у кого заповеди Творца и в сердце, и в делах, – приобрел спасение и вечную жизнь.

Таково значение Заповедей, оглашенных Творцом и начертанных Им на изготовленных Им Самим скрижалях, каковые являются материальным Свидетельством Союза сынов Израиля с Богом.

* * * * *

«И сказал Бог, обращаясь к Моисею: “Взойди на гору и будь там; и Я дам тебе скрижали каменные, и Тору, и Заповеди...”». И Моисей «взошел на гору. И был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей», слушая и запоминая поучения Творца и подробные наставления, которым ему предстояло обучить свой народ, поклявшийся исполнять Заповеди, громогласно произнесенные Богом с горы Синай, и соблюдать Его Завет, он же Союз Творца.

На сороковой день Моисей узнает от Творца, что сыны Израиля в его отсутствие отлили золотого тельца и поклоняются ему: «И воскликнули они: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из страны египетской». «И повернулся Моисей, и стал спускаться с горы, и две скрижали Свидетельства – в руке его, скрижали, исписанные с обеих сторон... А скрижали те были созданием Самого Всесильного, и письмена на них были письменами Всесильного, вырезанными на скрижалях».

Спустившись с горы, Моисей видит народ поклоняющимся идолу. Они проигнорировали Вторую заповедь и Союз и совершили клятвопреступление: «И увидел я, что вот, согрешили вы перед Богом, Всесильным нашим, сделали себе литого тельца, сошли вы быстро с пути, который указал вам Бог. И схватил я обе скрижали, и бросил их обеими руками, и разбил их у вас на глазах…»

Между тем большинство народа были язычниками в душе своей. Предположив, что Моисей погиб в пламени на вершине горы, они в религиозном нетерпении, не дождавшись конца сорокового дня, заставили Аарона отлить фигурку быка по образу египетского божества, который, по их представлениям, заменит Бога, с тех пор не заявлявшего о Себе.

Увидев, как Моисей, живой и невредимый, светящийся после общения с Всевышним, спускается с горы и как он в великом возмущении разбивает скрижали, народ испугался. Большинство признали свое преступление и раскаялись, но не все.

Взмолился тогда Моисей Богу за народ. «И передумал Бог, решив не делать того зла, которым угрожал народу Своему» и согласился Он начертать Свои заповеди на новых скрижалях, но на сей раз их должен был изготовить Моисей, разбивший прежние.

Моисей принялся вытесывать новые скрижали и изготавливать Ковчег Союза Бога для их хранения. Прежде чем вновь подняться на гору, он судил сынов Израиля, призывал их всеми силами избавляться от упрямства, разъяснял им, что Творец не требует от них ничего сверхъестественного и невыполнимого, и учил испытывать благоговение, трепетное уважение, равное страху перед Справедливым и Милосердным.

Моисей вновь поднялся на гору Синай и пребывал там сорок дней и сорок ночей, выслушивая наставления Творца и наблюдая Его Славу.

День, когда Моисей спустился с новыми скрижалями к народу, прощенному Всевышним, стал Днем Искупления для сынов Израиля.

 

НОВЫЕ СКРИЖАЛИ.

Начертанные Творцом снова заповеди отличались несколькими уточнениями, что объясняется грехом изготовления золотого тельца. Прежде чем напомнить об этих изменениях, следует заметить, что создание художественных произведений в любых жанрах не является нарушением Второй заповеди, за исключением случаев, когда они предназначаются для поклонения или колдовства; например, литые изображения крувов – ангелов на крышке Ковчега Завета были изготовлены по указанию Самого Творца в соответствии с Его описанием, засвидетельствованным в Торе.

На новых скрижалях во Второй заповеди начертано: «Не делай себе изваяния какого-либо образа…».

В Четвертой заповеди: «Соблюдай день Субботний, чтобы освятить его, как повелел тебе Бог, Всесильный твой». Далее в этой заповеди после слов: «…ни пришелец твой» Творец уточняет: «…чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в стране египетской, и вывел тебя Бог, Всесильный твой, оттуда рукою мощною и мышцею простертою; поэтому повелел тебе Бог, Всесильный твой, отмечать день Субботний». Тем самым в Четвертой заповеди Творец требует создать работникам такие же условия отдыха, какие имеет их господин, и напоминает свободному человеку, господину над рабами, что он сам был рабом в Египте, и остался бы с потомством своим рабом, если бы Всесильный не спас его; таким образом, поводом Субботнего праздника Творец повелевает считать чудесное освобождение Им народа из рабства.

В Пятой заповеди Творец уточняет: «…дабы продлились дни твои и дабы хорошо было тебе на земле, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе».

Заповеди с Шестой по Десятую Творец связал союзами «и», стало быть, нарушение одной из них равноценно невыполнению всех.

Кроме того, в Десятой заповеди требование: «И не желай жены ближнего своего» поставлено на первое место.

Таковы отличия Заповедей, начертанных на новых скрижалях, положенных в Ковчег Завета, и являвшихся Свидетельством Союза Творца.

* * * * *

На Небесах, где нет необходимости в удовлетворении телесных потребностей, чтобы выжить, и где нет возможности совершать зло, у душ имеются обязательства только перед Творцом. На людей же, живущих на Земле, Заповеди накладывают обязательства и перед Ним, и перед другими людьми, и они должны стать для человека моральными обязательствами перед самим собой.

Достаточно одному-двум поколениям отступить от Заповедей, как на Земле воцарится тьма, духовная ночь, и раздадутся стенания и вопли страждущих, и прольются реки человеческой крови.

Письменная история человечества представляет собой описание трагических последствий игнорирования Заповедей Творца.

* * * * *

Прошли годы пестования народа под руководством Моисея, и уже новое поколение потомков Авраама, Ицхака и Якова стояло у границы Земли Обетованной, обещанной их праотцам. Но прежде, чем выполнить Свое Обещание, Творец желает донести до сознания каждого Свои требования, а также суть Своих благословений исполняющим их и страшных проклятий, наказаний игнорирующим. Устами Моисея Он обращается к народу и требует написать текст Торы черной краской на огромных белых камнях, чтобы каждый осознал, на что он соглашается, – так был обновлен Союз Творца с избранным Им народом.

У Всесильного был план, включавший и нисхождение в Египет, и порабощение народа, и освобождение – исход. Увидевший своими глазами столько чудес народ, по замыслу Творца, крепко уверует в Него, и будет свято соблюдать Его Союз и Заповеди, являя образец праведности всем народам планеты и передавая свою миссию потомкам.

Избрал Творец народ Себе и совершил казни египетские ради Славы Своей, чтобы прославиться среди народов мира через спасенных Им потомков Израиля: «И узнают египтяне, что Я – Бог, когда прославлюсь Я, наказав фараона, и колесницы его, и всадников его»!

Но сменилось несколько поколений и на фоне ошибочного толкования причин своего избрания и дарования им многих благословений потомки спасенных из египетского рабства возгордились, стали забывать Заповеди, игнорировать Союз Творца и грешить поклонением идолам.

Не раз и не два разочаровывали сыны Израиля Долготерпеливого, очень сердился Он на народ, угрожая устами Своих пророков и подвергая суровейшим наказаниям – осаде, голоду, уводу в плен и рассеянию среди других народов планеты... но всякий раз спасал Милостивый остаток Израиля из числа верных Ему сынов.

________________________

* Фрагменты из книги Бориэля Сима "Пять жизней на Земле. Эволюция душ".
Книга третья: "Весть"