Мудрецы Торы ученикам

(Фрагменты из книг Талмуда, включенные Львом Толстым в сборник 
«Мысли мудрых людей на каждый день», с дополнениями из "Пиркей Авот")

 

 

 

I. Из коллекции Льва Толстого

 

Благочестивые, люди дела, говорят: слава нашей молодости, не осрамившей нашей старости. Кающиеся говорят: слава нашей старости, искупляющей нашу молодость. Но те и другие говорят: благо тому, кто безгрешен, кто же согрешил – покайся, исправься и простится тебе.

Ненавидящий своего ближнего как бы проливает человеческую кровь.

Как нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек богатый!

Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя бы и небольшое, считай таковое большим, а сделал ты ему большое добро, считай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.

Благословение Божие снизойдет на того, кто дает бедному; двойное благословение почиет на том, кто при этом встречает и провожает его ласково.

Не тужи о завтрашнем дне, ибо тебе неизвестно, что еще сегодня случится. Кто имеет хлеб в корзине и говорит: "что .я буду есть завтра", тот принадлежит к маловерным. Создавший день создаст и питание для него.

Похвальная черта в человеке это – стыдливость, ибо стыдливый не скоро согрешит.

Сущность любви к Богу состоит в стремлении души и влечении ее к Создателю, чтобы слиться с Его высшим светом.

Будь правдив даже по отношению дитяти: исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.

Благо человеку, кающемуся в грехах, когда он еще мужественен. Покайся, пока силы не оставили тебя; подлей масла, пока еще не погасла светильня.

Зарождающаяся ссора подобна пробивающемуся сквозь плотину потоку: как только он пробился, ты уже не удержишь его. Человек властен затеять спор, но не властен подавить его, ибо он вспыхивает подобно пламени, не уступающему гасительному действию воды.

"И душа не насыщается". Гражданин, женившись на царевне, обставил ее блеском и славой, но напрасно: все ей казалось мелочным, не стоящим внимания, так как она вечно помышляла о своем высоком происхождении. Так и душа – окружи ее человек всеми земными удовольствиями, она не удовлетворится, ибо она дочь Неба.

Негодует на нас Небо за наши грехи, а мир – за наши добродетели.

Кто тайно грешит, тот как бы отрицает Вездесущего и Всевидящего Бога.

Если бесконечна доброта женщины, то бывает, что и злости ее нет конца. Хорошая жена – многоценный мужу подарок, злая – злокачественная язва для него.

Человек приходит в мир со сжатыми ладонями и как бы говорит: весь мир мой, а уходит от него с открытыми ладонями и как бы говорит: смотрите, ничего не беру с собой.

Как хозяин смоковницы знает время ее созревания, так и Бог знает, когда отозвать праведного от мира сего.

Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее.

Кто покупает (зерновой) хлеб на базаре, того можно уподобить осиротевшему грудному ребенку: многие кормилицы кормят его, но ребенок все-таки голодает; кто же потребляет собственный хлеб, тот подобен ребенку, вскармливаемому грудью материнскою.

Суть не в исследовании Закона, а в добрых делах.

Часть друзей твоих порицает тебя, а часть хвалит; приближайся к порицающим и удаляйся от восхваляющих.

Учение Божие уподобляется воде: как вода, оставляя высоты, скопляется в низинах, так и учение Божие воспринимается только людьми скромными.

Большего уважения заслуживает живущий от трудов рук своих, чем тот, кто кичится одною своею богобоязненностью.

Стыдно человеку, когда ему советуют в трудолюбии подражать муравью; вдвойне стыдно, если он совету этому не следует.

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Не обучать сына какому-нибудь ремеслу – все равно, что приготовлять его к грабежу.

Ты поденщик; отработай свой день и получи свою поденную плату.

Тщетны усилия людей проникнуть в тайну бытия Бога: их дело только в том, чтобы соблюдать закон Его. Исполняй долг свой, а последствия предоставь Возложившему его на тебя.

Кто раз-другой согрешит, тот смотрит на грех как на нечто уже дозволенное.

Люби Предвечного, Бога твоего, так, чтобы через тебя и другие полюбили Его.

Исполняй Божьи заповеди с любовью. Не одно и то же – исполнять их из любви к Богу или же из страха перед Ним.

Кто от наказания Божия становится лучшим в своем поведении, тот должен радоваться постигшим его страданиям, потому что они принесли ему великую пользу, и возносить за них благодарение к Богу, как за всякое другое счастье.

То, что у животного считается недостатком, у человека – достоинством: какое-либо повреждение делает животное негодным для жертвы, разбитое же сердце, сокрушенный дух – самые приятные Богу жертвы.

Горе людям, которые видят, не зная что, которые стоят, не зная на чем.

Страсть в человеке сначала паутина – потом толстая веревка. Страсть вначале – как чужой, после – гость и наконец – хозяин дома.

Исполняй волю Бога, как свою, тогда Он будет исполнять твою волю, как Свою; поступись своим желанием в угоду Его желаниям, тогда Он сделает, что другие поступятся своими желаниями в угоду твоим желаниям.

Когда пастух сердится на свое стадо, он дает ему в предводители слепого барана.

Народ можно только тогда побить, когда уже побиты его боги, т.е. его нравственные идеалы, его лучшие стремления.

Шесть предметов в услужении у человека, из них три в его власти и три не в его власти. Глаза, уши и нос не в его власти, ибо ими он видит, слышит и обоняет также то, что не желает; но уста, рука и нога в его власти: желает он – уста произносят слова законоучения, либо распространяют хулу и клевету; рука дает милостыню, либо присваивает себе чужую собственность или даже убивает; нога ходит в дурное место или в дом мудрого.

Если язык хорош, то нет ничего лучите его, зол он – нет ничего гаже его.

Весь век свой провел среди мудрецов и не нашел для человека ничего лучшего, как молчание.

Многоглаголющему не миновать греха. Если слово стоит одну монету, то молчание стоит две. Если подобает молчание умным, то тем более глупым.

Покайся за день до смерти; это значит: всякий день. В этом духе царь Соломон говорит: "Во всякое время одежда твоя должна быть чиста, и елей да не оскудеет на голове твоей". Все это можно уподобить следующией притче: "Царь пригласил своих слуг на пир, но не указал им времени, когда он состоится. Рассудительные приготовились к царскому пиру заблаговременно, полагая, что в царском чертоге все к пиру готово; глупые же рассуждали иначе: "Успеем, ибо для царского пира нужны большие приготовления". Но вот внезапно раздалось царское слово: умные явились в праздничном убранство, глупые же принарядиться не успели. Обрадовался царь первым, разгневался на вторых и сказал: "Приготовившиеся да сядут и примут участие в пиру, неприготовившиеся же пусть стоят и смотрят".

Плати добром за зло.

Кому уподобить человека знаний и любящего Бога? – Мастеру с орудием своего мастерства в руках; человека же знаний, сердце которого не согрето любовью к Богу, – мастеру без орудия; любящего же Бога, но чуждающегося знаний – человеку, орудием владеющему, но мастерства не знающему.

Предупреждай своим приветствием каждого человека. Недостаточно держаться на мирной ноге только при случае, а именно – не затевать ссоры с ближним или отвечать ему на его приветствие; нет, следует подготовлять мир, предупреждать рознь и раздор, делая невозможным их возникновение, ибо когда уже дело доходит до необходимости мирного вмешательства, кто может тогда ручаться за успех.

Кто гонится за славой, от того слава бежит; кто же ее избегает, за тем она во след идет. Кто усердствует в увеличении славы Божией, не заботясь о своей, тот увеличивает славу Божию одновременно со своею. Когда же, не радея о славе Божией, человек заботится лишь о своей, то слава Божия остается на своем месте, а его умаляется.

Бог заступается за преследуемого, преследует ли праведник праведника, или злодей злодея, даже если праведник преследует злодея, – всегда Бог заступится за преследуемого, кто бы он ни был.

Кто мудр? У всех чему-нибудь научающийся. Кто силен? Себя обуздывающий. Кто богат? Довольствующийся своей участью.

С того времени, как усилилась лесть, нарушено право, испортились нравы.

Человек, усвоивший себе знание Закона, но чуждый любви к Богу, подобен тому казначею, коему вручены внутренние ключи без внешних.

Всею душою твоею люби Бога и тогда, когда Он отнимает у тебя душу твою, когда для прославления святого имени Его тебе приходится жертвовать жизнью твоею.

Бойтесь Превечного, Бога отцов наших, и служите Ему из любви, ибо страх ведет к стремлению избегать греха, а любовь – к усердному исполнению заповедей Божиих.

Говори о том только, что для тебя ясно, как утро, иначе молчи.

Суть благотворения единственно в любви, в нем проявляющейся.

Падает камень на кувшин – горе кувшину, падает кувшин на камень – горе кувшину, так или иначе, все горе кувшину.

Не оскверняй себя раздором, который губит тело, душу и имущество. Мне доводилось видеть, как белые почернели, вельможи умалились, целые семейства исчезли, князья лишились своего имущества, значительные города были разрушены, союзы были расторгнуты, благочестивые были опозорены, верующие погибли и знатные покрылись позором и бесславием, – и все это вследствие раздора.

Спеши к доброму делу, хотя и незначительному, и беги от всякого греха; ибо одно доброе дело влечет за собою другое, а один грех порождает другой: награда добродетели – добродетель, наказание порока – порок.

"Люби Превечного, Бога твоего, всем сердцем твоим", пусть сердце твое всецело будет посвящено Богу, пусть мир водворится во внутреннем мире твоем, чтобы чувственные наклонности твои вполне подчинялись чувству долга.

Хорошо, когда тело пострадало от умственных занятий, но дурно, когда умственные способности пострадали от телоугодничества.

Слава человеку, который в час смерти так же чист и невинен, как и в час своего рождения.

Займи место ниже, чем тебе подобает. Лучше, если тебе скажут: взойди выше, нежели: сойди вниз. Кто возвышает себя, того Бог унижает, а кто себя смиряет, того Бог возвышает.

Не ищи славы в бесславии других. Человеку развитому подобает скрывать позор других, даже тех, которые нанесли ему вред. Не напоминай кающемуся про его прежние прегрешения.

Сын человеческий! Не внимай нашептыванию искусителя, который тебе скажет: "Разве я из камня, разве плоть моя из меди, что ты взваливаешь на меня эту тяжелую ношу – исполнение заповедей. Ведь все дни мои и ночи мои недостаточны будут для исполнения всего этого". Знай, что такие помыслы суть нашептывания злого искусителя, который представляет тебе исполнение заповедей делом очень трудным, дабы ты совсем уклонился от истины и попал в западню. Знай также, что большую половину заповедей составляют запреты, говорящие человеку только "не делай". Опять, большую часть остальной половины составляют заповеди о единстве Бога и постоянной любви к Нему и чтобы ты не вредил ближнему, удалялся от грабежа и т. д. Таким образом, заповеди очень легко исполнимы, так как большая часть из них суть пассивная, то есть требующая только воздержания от действия, и весьма незначительную часть составляют активные. Да и исполнение этих не есть что-нибудь постоянное, а случайное, периодическое, как, например, творение милостыни, защита притесненного от его притеснителя, что представляется не каждый день, а иногда.

Кто герой? – Превращающий в друга врага своего.

Чем старше становятся люди, живущие духовною жизнью, тем больше расширяется их умственный кругозор, тем более яснеет их сознание, невежды же с годами тупеют еще больше.

Возмездие за исполнение заповеди есть заповедь же, то есть если кто исполняет одну из заповедей, то Господь открывает возможность исполнить и другую, что составляет немаловажную награду, ибо это ведет к его же пользе.

Кто, имея хлеб в корзине, спрашивает: что я буду есть завтра? – принадлежит к маловерующим.

Слава человеку, не поддающемуся искушению. Бог испытывает всякого: одного богатством, другого бедностью. Богатого – откроет ли он руку нуждающемуся, бедного же – снесет ли он безропотно, с покорностью Провидению, свои страдания.

Кто говорит: буду грешить и буду каяться, тому не дают (свыше) каяться; кто говорит: буду грешить и день покаяния искупит мои грехи, – того день покаяния не искупляет от грехов. Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен.

Иди и убедись в различии между земными и Божественными предметами. В земных только пустой сосуд наполняется, в божественных же – сердца. Полные сердца, хотя уже проникнуты Божественным, однако способны воспринимать новое учение, пустые же сердца глухи к нему.

Дела праведных, это семена, которые иногда долго лежат в почве истории неподвижно, но, получив тепло и влагу, впитав в себя новые, здоровые соки, свежие силы, начинают произрастать, цвести и приносить плоды; посеянное же насилием и неправдой гниет, чахнет и бесследно исчезает.

Всякое поколение почитай своих выдающихся людей и не говори: "предшественники их были достойнее".

Многому я научился у своих наставников, еще более у своих товарищей, но более всего у своих учеников.

Знай, что мы молимся Богу, но повергаем пред Ним свои просьбы не потому, чтобы Его воля подлежала изменению, но потому, что, умоляя Его об удовлетворении наших потребностей, мы тем самым признаем, что Он создал мир, что Он заботится обо всех, пропитывает всех и владычествует над всеми делами, как хорошими, так и дурными; а, помышляя о славе Господней и сознавая Его могущество, душа наша между тем очищается и возвышается.

Чему уподобить того, чья мудрость преобладает над делами его? Дереву со многими ветвями, но малыми корнями: первый случившийся ветер вырывает его с корнем и опрокидывает. А чему уподобить того, чьи дела преобладают над его мудростью? Дереву с немногими ветвями, но глубокими корнями: забушуй все ветры мира – они не сдвинут его с места.

Благочестивые люди мало обещают и много делают; злые – много обещают, да ничего не делают.

Пусть будет в людях страх перед Небом так же силен, как страх перед людьми: О, если бы так было! Ведь когда человек совершает преступление, он только и думает: "как бы не увидели меня люди".

Лучше бы не родиться тому, кто надеется приподнять завесу с того, что выше и ниже нас, что было раньше и что будет после.

Присуще ли тебе нечто такое, что достойно порицания, – сам спеши заявить об этом.

Молитва для всякого честного человека есть выяснение его отношения к его Создателю, творящему ему добро в каждую минуту; выяснение его связи с людьми, его обязанностей к ним, как к детям одного с ним Отца, сведение счетов с самим собою по всем своим действиям и обсуждение своего темного прошлого, чтобы уберечься в будущем от тех ошибок и проступков, в которые впал в прошедшем.

Кто насилует обстоятельства, того обстоятельства насилуют в свою очередь, а кто им уступает, тому и они делают уступку. Когда ты видишь, что обстоятельства не благоприятствуют тебе, то ты им не сопротивляйся, а предоставь их естественному ходу, потому что кто идет против обстоятельств, делается рабом их, а кто покоряется им, делается их господином.

Прежде, чем приступить к молитве, испытай себя, способен ли ты благоговейно сосредоточиться мыслями, иначе не молись. Не следует приступать к молитве ни под влиянием грусти, ни под влиянием лени, смеха, болтовни, легкомыслия и праздного разговора, а только под влиянием благочестивого восторга. Если ты не в хорошем расположении духа, то лучше воздержись от молитвы. Кто делает из молитвы своей привычку, того молитва не искренняя.

Слова учения прочны у того только, кто отрицает в себе личность.

Служение в духе, приятное Богу-Духу, это – молитва. Лучше всего молиться дома, потому что в собрании невозможно избегнуть зависти, пустословия, клеветы, что влечет за собою наказание. Тем более в праздники, когда собираются для разговоров, уж лучше совсем не молиться.

Предшествующие молитве деяния молящегося должны соответствовать смыслу и цели его молитвы, а если молитве не предшествовали никакие добрые дела, не говоря уже о том, если предшествовали недобрые, то молящемуся нужно прежде покаяться в своих грехах и очиститься от них, так как было бы большою дерзостью предстать пред Господа с просьбою о своих потребностях в грязном одеянии.

Точно так, когда человек молится Богу устами, имеющими обыкновение говорить мерзости, клевету, ненужные присяги, клятвы и т. п., то это подарок Богу в нечистом футляре. Поэтому человек должен очистить свой язык и свои уста, и если согрешил ими, то должен стараться о полном раскаянии.

Раб своих страстей – самый низкий из рабов.

"И возвратится дух к Богу, Который дал его" (Экклезиаст). Возврати Ему душу такою, какою Он дал тебе. Он дал ее тебе чистою, возврати Ему чистою.

Кто в молодости был рабом своих страстей, тот и в старости еще в их власти. Начало злой страсти сладко, но конец горек.

Если старцы (люди, умудренные опытом) скажут тебе: "разрушай", а молодежь: "созидай", то разрушай, а не созидай, ибо разрушение старцев – созидание, а созидание молодежи – разрушение. Уважай старца и тогда, когда он, вследствие старческой немощи своей, позабыл бы свои познания. И разбитые скрижали лежали в ковчеге вместе с цельными.

То ли ты делал, что нужно делать – получает огромную важность, потому что единственный смысл жизни твоей только в том, то ли ты делаешь в этот короткий, данный тебе срок жизни, чего хочет от тебя Тот, Кто послал тебя в жизнь. То ли ты делаешь? Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его. Человек не грешит, пока его не порабощает дух легкомыслия.

"Время проходит!" привыкли вы говорить по неверному пониманию. Время стоит – проходите вы.

Дети мои! если кто нанесет вам обиду словом, то не придавайте этому слишком большого значения, а смотрите на это, как на мелочь. Если же у вас вырвалось оскорбительное слово о другом, то не вступайте в сделку со своею совестью, говоря: "Что же мы такое сказали, ведь это мелочь, что за важность". Нет, не рассуждайте так, а смотрите на то, как на дело великой важности, пока вам собственными мольбами или посредничеством друзей не удастся склонить обиженного полному извинению и совершенному примирению.

Как Бог все видит, но невидим, так и душа – сущность невидимая, хотя все видящая.

Если человек раз нарушил легкую заповедь, то он в конце не остановится перед нарушением важной. Если он преступил заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя", то он впоследствии будет нарушать и запреты: «Не мсти и не имей злобы и не возненавидь брата твоего», – и, не исполняя заповеди "Дабы брат твой жил у тебя", дойдет, наконец, до пролития крови.

 

II. Из "Пиркей Авот" (поучения отцов)

 

Илель:
Люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе.
Если не я для себя, кто за меня? Но если я только для себя — что я? И если не теперь, то когда?
Влекущийся за именем — имя свое погубит; кто не прибавляет — теряет; кто не учится — на смерть обречен; кто пользуется короной — исчезнет.
Не удаляйся от общества, не верь в себя по самый день смерти, не осуждай ближнего, пока сам не побывал в его положении; не говори того, что непонятно, но, в конце концов, будет понято; не говори: „на досуге поучусь“ — может досуга не будет

Шамай:
Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием; говори мало, но делай много; принимай каждого с выражением приветливости на лице.

Шимон, сын Раббана Гамлиеля:
Я рос среди мудрецов все дни мои; и лучшее, что нашел я для себя — молчание, не учение главное, а дело, многословие ведет к греху.
На трех основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: «судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших».
Какой путь должен избрать себе человек, чтобы он был самым прямым? Такой, чтобы идущему по нему, был во славу, и от людей похвалу приносил бы. Будь внимателен к легкой заповеди, как к трудной, ибо тебе неизвестно, каково вознаграждение за них, потери при исполнении заповеди ставь в соответствие с вознаграждением за нее, а прибыль от греха в соответствие с вредом от него. Вдумайся в три вещи, и ты никогда не согрешишь: знай, что над тобой — око видящее, ухо слышащее и книга, куда записываются все твои поступки.
Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом — ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех. Все, кто трудится на благо общества, пусть делают это во имя небес, ибо им в помощь заслуги предков и добродетель их пребудет вечно, а вы — вам я уготовлю награду великую, как если бы совершили вы.
Будьте осторожны с властями: они приближают к себе человека только по собственной надобности; кажутся друзьями, когда им это выгодно, но не стоят за человека в нужде его.
Невежда не боится греха, простолюдин не благочестив; и не стыдливый учится, и не вспыльчивый учит; не всякий, кто помногу занимается торговлей, становится мудрее; и там, где нет людей, старайся быть человеком.
Исполняй Его волю, как свою — тогда Он исполнит твою волю, как свою; подави в себе желание, противное Ему — тогда Он подавит в других желание, противное тебе.
Множащий плоть — множит червей; множащий имущество — множит заботу; множащий жен — множит колдовство; множащий рабынь — множит разврат; множащий рабов — множит грабеж; умножающий изучение Торы — умножает жизнь; много сидящий — умножает мудрость; много советующийся — умножает разум; множащий пожертвования — умножает мир, заслуживший доброе имя — заслужил его для себя; но тот, кто обрел слова Торы — обрел жизнь в будущем мире.

Раббан Йоханан, сын Закая:
Если ты много занимался Торой, не считай это своей заслугой, ибо для того ты создан.

Рабби Элиезер:
Дорожи честью ближнего, как собственной; не будь вспыльчивым; покайся за день до смерти, грейся у огня мудрецов, но берегись их угля, чтобы не обжечься, ибо укус их — лисий укус; и жалят они, как жалит скорпион; шипение их — шипение змеи; и все их слова, как угли пылающие.

Рабби Йеошуа:
Злой глаз, злое начало и ненависть к людям лишают человека жизни в мире.

Рабби Йосе:
Дорожи имуществом и деньгами ближнего, как своими собственными; подготавливай себя к изучению Торы, ведь она не перейдет к тебе по наследству; и да будут все твои поступки во имя Небес.

Рабби Шимон:
Будь внимателен при чтении „Шма“ и молитв; когда молишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милосердии и жалости пред Б-гом Благословенным, о Котором сказано: „ибо Он благ, милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии“, не считай сам себя грешником.

Рабби Элазар:
Усердно изучай Тору; знай, что возразить неверующему; знай, пред Кем трудишься, ибо надежен Хозяин труда твоего, даст Он тебе плату за работу.

Рабби Тарфон:
День короток, а работы много; работники ленивы, но плата велика, и Хозяин торопит.

Рабби Ханина, заместитель Первосвященника:
Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед ней, люди бы живьем проглатывали друг друга. Рабби Ханания, сын Терадиона, говорил: «если сидят двое и у них не заходит речь о Торе, то это собрание легкомысленных, как сказано: „...и в собрании легкомысленных не сидел“, но если они говорят о Торе, то Шхина пребывает среди них...

Рабби Ханина, сын Досы:
Мудрость, которой предшествует боязнь греха, — прочна; но мудрость, предшествующая боязни греха, — неустойчива. Когда дело преобладает над мудростью, мудрость прочна; но мудрость, преобладающая над делом, — неустойчива.
Кем люди довольны, тем и Б-г доволен; но кого люди не любят, того не любит и Б-г.

Рабби Доса, сын Гаркинаса:
Сон поутру, вино в полдень, болтовня с детьми и участие в сборищах невежд лишают человека жизни в мире.

Рабби Элеазар из Модиина:
Оскверняющий кодашим, пренебрегающий «праздничными буднями», заставляющий бледнеть ближнего в присутствии многих, расторгает завет Авраама, отца нашего, да пребудет он в мире; а произвольно толкующий Тору — даже если он и обладал бы знанием Торы и вершил добрые дела — не имеет доли в будущем мире.

Рабби Акива:
Забавы и легкомыслие приучают к безнравственности, традиция — ограда закона; десятины — ограда богатства; обеты — ограда воздержанности; ограда мудрости — молчание.
Все предопределено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний.
Все дано под залог; над всею жизнью раскинута сеть, лавка открыта, владелец дает в долг, и книга открыта, и рука записывает; и всякий, кто хочет одолжить, может прийти и одолжить; но взыскивающие постоянно, ежедневно приходят и забирают долг, с ведома ли человека или без ведома, — есть у них основания на то; и суд — суд правый, и все приготовлено к пиру.

Рабби Элеазар, сын Азарии:
Без учения нет обходительности; без обходительности нет учения, без мудрости нет страха; без страха нет мудрости, без понимания нет познания; без знания нет понимания. Без муки нет Торы; без Торы нет муки.

Бен-Аззай:
Легкую заповедь торопись исполнить как трудную; избегай проступков, ибо заповедь влечет за собой заповедь, а проступок — проступок; так что плата за заповедь — заповедь, а плата за проступок — проступок.
Никого не презирай, не считай ничего лишним, ибо нет человека, у которого не было бы своего часа, и нет ничего, что не имело бы своего места.

Рабби Левитас из Явны:
Будь в высшей степени смирен, ибо конец человека — тлен.

Рабби Йоханан, сын Броки:
Всякий, оскверняющий имя Б-жье тайно, будет наказан явно; нет различия между нечаянным и намеренным осквернением имени Б-жьего.

Рабби Цадок:
Не делай из них (слов Торы) корону, чтобы возвыситься с их помощью, и мотыгу, чтобы копать ими. Так говорил и Гилель: «кто пользуется короной — исчезнет», отсюда следует, что всякий, использующий слова Торы для личной выгоды, лишает себя жизни в мире.

Рабби Йосе:
Кто чтит Тору, тот уважаем людьми, а пренебрегающий ею — презираем ими.

Сын его, рабби Ишмаэль:
Отстраняясь от тяжб, человек избавляет себя от вражды, хищения и ложной клятвы, тот же, кто выносит решения самоуверенно, — глуп, злонамерен и высокомерен.
Нe суди один, ибо только Единый судит Один; не говори: «примите мое решение», потому что им позволено, но не тебе.

Рабби Йонатан:
Кто исполняет Тору в бедности, тот в конце концов будет исполнять ее в богатстве; а пренебрегающий Торой в богатстве, будет в конце концов пренебрегать ею из-за бедности.

Рабби Меир:
Не будь слишком предприимчив, но занимайся Торой; будь скромен с каждым человеком; если ты (раз) отвлекся от изучения Торы, то отвлекающих предлогов найдется (еще) много; если же ты трудился над ней, то Он большую награду даст тебе.

Рабби Элиезер, сын Яакова:
Совершающий доброе дело обретает защитника; совершающий грех обретает обвинителя. Раскаяние и благодеяния — защита от бедствий.

Рабби Йоханан, сапожник:
Собрание во имя Небес утвердится; если же оно не во имя Небес, то не утвердится.

Рабби Элеазар, сын Шаммуа:
Дорожи честью ученика твоего как твоей собственной; и честью ближнего твоего как уважением к наставнику; а уважением к наставнику как страхом Б-жьим.

Рабби Матия, сын Хараша:
Первым приветствуй каждого человека; и будь хвостом у львов, но не главой у лисиц.

Рабби Яаков:
Этот мир — преддверье будущего мира; приготовь себя в преддверии, чтобы войти в чертог.
Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире грядущем; но лучше один час душевного покоя в мире грядущем, чем целая жизнь в этом мире.

Рабби Шимон, сын Элеазара:
Не успокаивай ближнего, когда он в гневе; не утешай его, когда перед ним покойник; не расспрашивай его, когда он дает обет; не старайся видеть его в час позора.

Шмуэль-малый:
Когда падет враг твой, не радуйся, и если споткнется он, да не ликует сердце твое, иначе увидит Г-сподь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев свой.

Элиша, сын Авуи:
Учащийся в детстве подобен надписи на новом пергаменте, а учащийся в старости подобен надписи на пергаменте стертом.

Бен-Ге-Ге:
По мукам и вознаграждение.

Рабби Меир:
Занимающийся Торой ради нее самой удостаивается многого; весь мир создан для него, он зовется другом, любимым, любящим Б-га, любящим людей, радующим Б-га, радующим людей; она наделяет его смирением и страхом, праведностью и благочестием, прямотой и верностью; отдаляет его от греха и приближает к добродетели; помогает он советом и мудростью, постижением и силой, как сказано: «у Меня совет и мудрость, Я – постижение, у Меня сила». Она дает ему власть и господство, проницательность на суде; открываются ему тайны Торы, он становится подобен сильно бьющему ключу и не пересыхающей реке; скромен он, долготерпелив, прощает обиды; она возвеличивает его и возносит над всем содеянными.

* * *

Изучивший (с помощью) ближнего одну главу, один закон, один стих, одно изречение или узнавший от него даже об одной букве, обязан (этого человека) уважать. Пример тому — Давид, царь Израиля, который научился у Ахитофеля только двум вещам, но назвал его наставником своим, учителем и другом, как сказано: «но ты — человек, равный мне, учитель мой и друг мой». Если Давид, царь Израиля, научившийся у Ахитофеля только двум вещам, назвал его наставником своим, учителем и другом, то любой другой человек, изучивший (с помощью) ближнего одну главу, один закон, один стих, одно изречение или узнавший от него даже об одной букве, тем более должен его уважать! И только Торе подобает уважение, как сказано: «почет мудрые наследуют... и непорочные наследуют добро». Нет и добра без Торы, как сказано: «ибо доброе учение преподал Я вам, не оставляйте закона Моего».
Путь Торы таков: хлеб с солью ешь, воды пей немного, спи на земле; жизнью нелегкой живи, но трудись над изучением Торы; если так поступаешь, то «счастлив ты и благо тебе»; счастлив ты — в этом мире, благо тебе — в мире грядущем, не стремись к величию и славы не желай; больше делай, чем учись; не тянись к царскому столу, ибо твой стол важнее этого стола, и корона твоя значительнее царской, надежен хозяин твой, который даст тебе плату за работу.
Тора выше священнослужения и царствования, ибо царствование наделяет тридцатью привилегиями, священнослужение — двадцатью четырьмя, а Тора обретается при (соблюдении) сорока восьми условий: изучении, слушании, заучивании наизусть, постижении сердцем, разумении сердцем, боязни, страхе, смирении, радости, служении мудрецам, разборчивости (в выборе) друзей, (участии в) прениях учеников, рассудительности, знании писания и мишны; непродолжительном сне, разговорах, удовольствиях, смехе и деловом общении; долготерпении; добросердечии, доверии к мудрецам и (безропотном) принятии страданий.
(А также в изучении Торы преуспевает) знающий свое место, радующийся своей доле, осторожный в речах своих, не ставящий себе в заслугу (знание Торы) любимый, любящий Б-га, любящий людей, любящий добрые дела, любящий наставления, любящий справедливость, избегающий славы и почестей, даже в сердце своем не гордящийся знаниями, не радующийся необходимости выносить решения; разделяющий трудности ближнего, склоняющий его к добродетели, указывающий ему истину; направляющий его по пути мира; дающий разуму своему спокойно постигать учение, задающий вопросы и отвечающий, слушающий и добавляющий; учащийся, чтобы обучать; учащийся, чтобы исполнять; умножающий мудрость наставника своего, вдумывающийся в услышанное; произносящий чужие слова от имени сказавшего их, ибо известно, что всякий, цитирующий со ссылкой на автора, несет избавление в мир, как сказано: «...и сообщила Эстер царю от имени Мордехая».
Велика Тора, ибо исполняющим ее дает она жизнь и в этом мире, и в будущем, как сказано: «потому что она — жизнь для нашедшего ее и для плоти его — исцеление», и еще сказано: «оздоровит она тело твое и обновит кости твои», и еще: «древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы», и еще: «...она прекрасный венец на голове твоей и ожерелье на шее твоей», и еще: «возлагает она на голову твою прекрасный венец и вручит тебе великолепную корону», и еще: «долголетие в правой руке ее, а в левой — богатство и почести», и еще сказано: «многие дни и годы жизни в мире прибавят тебе». Велика Тора, ибо исполняющим ее дает она жизнь — тем, кто и изучает ее, и исполняет ее заповеди.

Рабби Шимон, сын Менасии, говорил от имени рабби Шимона, сына Йохая:
Красота, сила, богатство, почет, мудрость, старость, седина и сыновья хороши для праведников и хороши для мира, как сказано: «прекрасный венец – седина, на пути правды она», и еще сказано: «венец мудрых — богатство», и еще: «венец стариков — сыновья сыновей, краса детей — родители», и еще: «красота юных — сила, а великолепие стариков — седина»...

Рабби Йосе, сын Кисмы:
Шел я как-то по дороге, и повстречался мне один человек, он приветствовал меня, и я ответил ему тем же. Спросил он: „Рабби, откуда ты?“ Я ответил: „из большого города мудрецов и знатоков писания“, он предложил мне: „Рабби, хочешь пожить с нами, в наших местах? Я дам тебе за это тысячу тысяч золотых динаров, драгоценные камни и жемчуга“. Я сказал ему: „сын мой, хоть бы ты отдал мне серебро, золото, драгоценные камни и жемчуга всего мира, я останусь жить только там, где изучают Тору, ведь в смертный час не сопровождают человека ни золото, ни серебро, ни драгоценные камни и жемчуга, а лишь учение и добрые дела, как сказано: ‘идешь — она ведет тебя, ложишься — она хранит тебя, пробуждаешься — она говорит с тобой’, ‘идешь — она ведет тебя’ — в этом мире; ‘ложишься — она хранит тебя’ — в могиле; ‘пробуждаешься — она говорит с тобой’ — в мире грядущем, и еще записано в Книге Псалмов рукой Давида, царя Израиля: ‘учение из уст твоих дороже мне тысяч (монет из) золота и серебра’, и еще сказано: ‘у меня серебро, у меня золото — говорит Г-сподь воинств’“.

* * *

Все, что сотворил Святой Благословенный в его мире, — себе во славу сотворил Он как сказано: «все, названное именем Моим, себе во славу Я сотворил, создал и содеял», и еще сказано: «Г-сподь будет царствовать во веки веков».